Синология.Ру

Тематический раздел


К проблеме возникновения календарных истолкований И цзина

 
 
Современными китайскими и зарубежными учёными принято считать, что календарные корреляции гексаграмм И цзина появляются лишь в ханьскую эпоху. Наиболее полно эти соотнесения отражены в так называемых апокрифах (讖緯, чэньвэй), которые обычно относят ко времени династии Хань (подробнее см. [7, с. 166–176]), а также в учениях Мэн Си (孟喜, I в. до н. э.) и Цзин Фана (京房, 77–37 до н. э.).
 
Принцип «Шесть дней, семь частей» (六日七分, люжи цифэнь) является одним из наиболее важных календарных приложений И цзина, в особенности в таком течении ицзинистики, как «учение об образах и числах» (象數之學, сян шу чжи сюэ) ханьской эпохи. Согласно мнению большинства учёных, это календарное истолкование И цзина принадлежит знаменитому ицзинисту Западной Хань Мэн Си. Его главная идея состоит в том, что 60 гексаграмм (т.е. все 64 гексаграммы за вычетом четырёх «правильных» (正卦, чжэнгуа[1] Кань 010010 [где 0 - прерванная черта, 1 - целая черта, чтение слева направо соответствует чтению черт снизу вверх. - Прим. Адм.], Ли 101101, Чжэнь  100100 и Дуй  110110) распределяются по дням одного года (365¼, или 365,25 суток), при этом на каждую гексаграмму приходится 67/80 дней, отсюда и название «шесть дней, семь частей» (365,25 суток разделить на 60 гексаграмм равняется 6,0875, или 67/80).
 
Важным следствием теории «6 дней, 7 частей» является учение о 72 пятидневках (七十二候 цишиэр хоу), которое также приписывается Мэн Си. Суть этой теории состоит в том, что каждый год имеет 24 сезона (приблизительно по 15 дней в каждом)[2], каждый сезон в свою очередь делится на три пятидневки (候 хоу): начальную, срединную и конечную. Таким образом, всего в году 72 хоу (24 умножить на 3 равняется 72).
 
Во времена династии Хань 60 гексаграмм (64 гексаграммы минус «правильные» Чжэнь, Дуй, Кань и Ли) было принято делить на 5 групп: 1) Тяньцзы 天子, пи 辟 или цзюнь 君 (государь, правитель); 2) Гун  公 (государь, князь, герцог); 3) Хоу 侯, чжухоу 諸侯 (феодал, князь, маркиз); 4) Цин 卿 (сановник); 5) Дафу 大夫 (сановник среднего класса). Поскольку 60 гексаграмм ставятся в соответствие годичному кругу, то каждая гексаграмма соответствует определённому времени какого-либо сезона, т.е. каждая гексаграмма представляет одну пятидневку-хоу[3]. За каждой  пятидневкой закреплён какой-либо образ из жизни природы (см. приложение).
 
Фэн Юлань (1895–1990) в своём фундаментальном труде «A history of Chinese philosophy», говоря об ицзинистике эпохи Хань, приводит ряд соотношений, связывающих 64 гексаграммы, двенадцать земных ветвей (地支 ди чжи), месяцы и стороны света[4]:
 
Месяцы Земные ветви Направления №№ гексаграмм
1 Инь, 寅 Север-Восток-Восток 62, 4, 42, 53, 11
2 Мао, 卯 Восток 5, 17, 35, 40, 34
3 Чэнь, 辰 Юг-Восток-Восток 16, 6, 18, 49, 43
4 Сы, 巳 Юг-Юг-Восток 56, 7, 8, 9, 1
5 У, 午 Юг 14, 37, 48, 31, 44
6 Вэй, 未 Юг-Юг-Запад 50, 55, 59, 30, 38
7 Шэнь, 申 Юг-Запад-Запад 32, 60, 13, 41, 12
8 Ю, 酉 Запад 57, 45, 26, 22, 20
9 Сюй, 戌 Север-Запад-Запад 54, 25, 36, 47, 23
10 Хай, 亥 Север-Север-Запад 52, 63, 21, 28, 2
11 Цзы, 子 Север 64, 39, 27, 61, 24
12 Чоу, 丑 Север-Север-Восток 3, 15, 38, 46, 19
 
Каждая черта четырёх «правильных» гексаграмм (в отличие от остальных шестидесяти гексаграмм) управляет одним из 24 сезонов (6 умножить на 4 равно 24). Так например, начальная черта гексаграммы Кань управляет Зимним Солнцестоянием; начальная черта гексаграммы Чжэнь – Весенним Равноденствием; начальная черта гексаграммы Ли – Летним Солнцестоянием; начальная черта гексаграммы Дуй – Осенним Равноденствием.
 
Как явствует из приведённой выше таблицы, каждому месяцу отвечают по пять гексаграмм (из шестидесяти), т.е. получается двенадцать пятёрок гексаграмм. В каждой такой пятёрке обязательно имеется гексаграмма, относящаяся к группе «правитель» (тяньцзы или пи) и являющаяся главной среди данной пятёрки. Если отсчитывать от 11 месяца, с которого, как предполагается, ян начинает свой рост, к группе тяньцзы (правитель) относятся соответственно гексаграммы: №24 Фу (Возврат), №19 Линь (Посещение), №11 Тай (Рассвет), №34 Да чжуан (Великая мощь), №43 Гуай (Выход), №1 Цянь (Творчество), №44 Гоу (Перечение), №33 Дунь (Бегство), №12 Пи (Упадок), №20 Гуань (Созерцание), №23 Бо (Разорение), №2 Кунь (Исполнение). Причина, по которой именно эти гексаграммы были выбраны как «правитель» станет ясна, если расположить их в приведённой выше последовательности. В первой шестёрке из этой серии (№24 100000, №19 110000, №11 111000, №34 111100, №43 111110, №1 111111) мы видим, что влияние ян (представлено начальной непрерывной чертой гексаграммы №24) постоянно растёт в следующих гексаграммах (до гексаграммы №1, где все черты – янские), в то же самое время инь-черты убывают. Во второй серии, с гексаграммы №44 011111, происходит обратный процесс – инь возрастает, ян убывает – и так до гексаграммы №2 000000, где все черты – иньские. Таким образом, если сопоставить эти гексаграммы (они ещё называются сяо си гуа 消息卦 – гексаграммы убывания и роста (см. 12 сяо си гуа (гексаграммы убывания и роста)) с месяцами так, что гексаграмма №24 будет соответствовать 11 месяцу (сезон «Зимнее Солнцестояние»), который отмечает начало солнечного года, и гексаграмму №2 соотнести с 10 месяцем (последним месяцем солнечного года), то мы увидим, что увеличение и уменьшение ян и инь-черт графически представляет колебания инь и ян в течение года.
 
Существуют аргументы (преимущественно филологического характера, что весьма типично для китайской традиционной науки) в пользу более раннего (т.е. доханьского) происхождения «6 дней, 7 частей» и «72 хоу»-теорий. Так, в пояснении ко второй черте гексаграммы №48 Цзин  011010 (Колодец) говорится: «井谷射鮒, Цзин гу шэ фу ([Вода] в колодце падает, просвечивают рыбы [на дне])», [1, с. 204]. Лу Дэмин (556–627) в своём произведении Цзин дянь ши вэнь (Исследуя классику, растолковываю письмена) по этому поводу говорит: «Фу, …, название рыбы». Кун Инда (574–648) в работе Чжоу и чжэн и (Правильный смысл Чжоу и), ссылаясь на Цзы Ся (507 – ? до н. э.)[5], говорит: «В [гексаграмме] Колодец „лягушка“ – [это] название рыбы (鮒 фу)“. А сунский комментатор Чжэн Ганчжун (1088–1154) в работе Чжоу и куй юй (Высматривая второстепенное в Чжоу и) отмечает: «Цзы Ся называет рыбу (фу) лягушкой (сяма  虾蟆)» [4, с. 48].
 
Возможным объяснением данной неоднозначности в понимании иероглифа фу как раз и являются доханьские истоки учения о «6 днях, 7 частях». Дело в том, что гексаграмма Цзин (в афоризме ко второй черте которой фигурирует разбираемый иероглиф) согласно теории «6 дней 7 частей» относится к пятому месяцу, на который приходится пик активности лягушек. Китайская пословица гласит: Цинва и цзяо дамай хуан (青蛙一叫大麥黃, Только лягушки закричат – ячмень поспевает). Известно, что в Китае сбор урожая злаковых культур большей частью приходится на пятый месяц. Хуэй Дун (1697–1758), обсуждая упомянутое выше пояснение ко второй черте гексаграммы Цзин отмечает: «Фу, сяма, Цзы Ся и. Цзин, уюэ гуа, гу ю сяма (鮒, 虾蟆, 子夏義. 井, 五月卦, 故有虾蟆. Согласно Цзы Ся, фу – это лягушка (сяма): Цзин – гексаграмма пятого месяца, поэтому появляется [образ] лягушки)» [6, с. 168]. Аналогично, Чжу Чжэнь (1072–1138) в Хань Шан И чжуань (Комментарии к И цзину [господина] Хань Шана) трактует Цзин как гексаграмму пятого месяца: «Фу, Цзы Ся цзо сяма, цы уюэ гуа е. (鮒, 子夏作虾蟆, 此五月卦也. Фу, Цзы Ся называет лягушкой, это гексаграмма пятого месяца)» [4, с. 49–50]. Поскольку известно, что Цзы Ся жил в эпоху Чжоу, то получается, что данная теория («6 дней, 7 частей») была известна уже в те времена, т.е. задолго до эпохи Хань.
 
Однако среди китайских учёных давно уже существуют серьёзные сомнения в аутентичности дошедших до нас фрагментов текста Цзы Ся И чжуань (Комментарии к И цзину [господина] Цзы Ся), приписываемого Цзы Ся. Так что в конечном счёте основательность рассмотренного выше довода в пользу доханьского происхождения теории «6 дней, 7 частей» и «72 хоу» оказывается в сильной зависимости от аутентичности сохранившихся фрагментов Цзы Ся И чжуань.
 
Приложение
 24 сезона Месяцы и соответствующие им черты правильных гексаграмм (чжэн гуа) 72 пятидневки (候, хоу) и соответствующие им гексаграммы (ГГ); в скобках – название группы, к которой принадлежит данная ГГ.
Начальная хоу Срединная хоу  Конечная хоу
Зимнее Солнцестояние Одиннадцатый месяц, вторая половина.
Начальная черта гексаграммы Кань
“Дождевые черви сворачиваются“.
ГГ №61 Чжун фу (гун)
“Кабарга (лось) теряет свои рога“.
ГГ №24 Фу(пи)
“Источники вод в движении“.
ГГ №3 Чжунь, внутренняя часть(хоу)
Малые Холода Двенадцатый месяц, первая половина.
Вторая черта гексаграммы Кань
“Дикие гуси улетают на север“.
ГГ №3 Чжунь, внешняя часть(хоу)
“Сороки начинают вить гнёзда“.
ГГ №15 Цянь (дафу)
“Фазаны начинают токовать“.
ГГ №38 Куй (цин)
Большие Холода Двенадцатый месяц, вторая половина.
Третья черта гексаграммы Кань
“Куры начинают нести яйца“.
ГГ №46 Шэн (гун)
“Хищные птицы летают высоко и стремительно“.
ГГ №19 Линь (пи)
“Водоёмы покрываются толстым слоем льда“.
ГГ №62 Сяо го, внутренняя часть(хоу)
Становление Весны Первый месяц, первая половина.
Четвёртая черта гексаграммы Кань
“Восточный ветер приносит холод“.
ГГ №62 Сяо го, внешняя часть (хоу)
“Звери в зимней спячке начинают шевелиться“.
ГГ №4 Мэн (дафу)
“Рыбы поднимаются вверх к поверхности льда“.
ГГ №42 И (цин)
Дождевая Вода Первый месяц, вторая половина.
Пятая черта гексаграммы Кань
“Выдра охотится за рыбой“.
ГГ №53 Цзянь (гун)
“Дикие гуси прилетают“.
ГГ №11 Тай (пи)
“Травы пускают ростки, на деревьях набухают почки“.
ГГ №5 Сюй, внутренняя часть (хоу)
Пробуждение Насекомых Второй месяц, первая половина.
Верхняя черта гексаграммы Кань
“Персик  начинает распускаться“.
ГГ №5 Сюй, внешняя часть (хоу)
“Иволга поёт“.
ГГ №17 Суй (дафу)
“Ястреб охотится за горлицей“.
ГГ №35 Цзинь (цин)
Весеннее Равноденствие Второй месяц, вторая половина.
Начальная черта гексаграммы Чжэнь
“Ласточки прилетают“.
ГГ №40 Цзе (гун)
“Первые раскаты грома“.
ГГ №34 Да чжуан (пи)
“Сверкает молния“.
ГГ №16 Юй, внутренняя часть (хоу)
Чистота и Ясность Третий месяц, первая половина.
Вторая черта гексаграммы Чжэнь
“Зацветает тунговое дерево“.
ГГ №16 Юй, внешняя часть (хоу)
“Кроты охотятся за перепелами“.
ГГ №6 Сун (дафу)
“Появляется радуга“.
ГГ №18 Гу (цин)
Дожди для Злаков Третий месяц, вторая половина.
Третья черта гексаграммы Чжэнь
“Начинает цвести ряска“.
ГГ №49 Гэ (гун)
“Горлица хлопает крыльями“.
ГГ №43 Гуай (пи)
“Удод опускается на шелковичное дерево“.
ГГ №56 Люй, внутренняя часть (хоу)
Становление Лета Четвёртый месяц, первая половина.
Четвёртая черта гексаграммы Чжэнь
“Лягушки заквакали“.
ГГ №56 Люй, внешняя часть (хоу)
“Появляются дождевые черви“.
ГГ №7 Ши (дафу)
“Вырастают огурцы“.
ГГ №8 Би (цин)
Малое Насыщение Четвёртый месяц, вторая половина.
Пятая черта гексаграммы Чжэнь
“Расцветает осот“.
ГГ №9 Сяо чу (гун)
“Нежные растения умирают“.
ГГ №1 Цянь (пи)
“Наступает период слабой жары“.
ГГ №14 Да ю, внутренняя часть (хоу)
Колошение Хлебов Пятый месяц, первая половина.
Верхняя черта гексаграммы Чжэнь
“Появляются богомолы“.
ГГ №14 Да ю, внешняя часть (хоу)
“Сорокопут начинает петь“.
ГГ №37 Цзя жэнь (дафу)
“Пересмешник прекращает петь“.
ГГ №48 Цзин (цин)
Летнее Солнцестояние Пятый месяц, вторая половина.
Начальная черта гексаграммы Ли
“Олень теряет свои рога“.
ГГ №31 Сянь (гун)
“Цикады застрекотали“.
ГГ №44 Гоу (пи)
“Вырастают летние растения“.
ГГ №50 Дин, внутренняя часть (хоу)
Малая Жара Шестой месяц, первая половина.
Вторая черта гексаграммы Ли
“Начинают дуть тёплые ветра“.
ГГ №50 Дин, внешняя часть (хоу)
“Сверчки селятся в стенах“.
ГГ №55 Фэн (дафу)
“Птенцы ястреба учатся летать“.
ГГ №59 Хуань (цин)
Большая Жара Шестой месяц, вторая половина.
Третья черта гексаграммы Ли
“Сжигают старую прелую траву“.
ГГ №10 Ли (гун)
“Земля влажная и воздух жаркий“.
ГГ №33 Дунь (пи)
“Сильные дожди учащаются“.
ГГ №32 Хэн, внутренняя часть (хоу)
Становление Осени Седьмой месяц, первая половина.
Четвёртая черта гексаграммы Ли
“Приходят прохладные ветра“.
ГГ №32 Хэн, внешняя часть (хоу)
“Спускаются белые росы“.
ГГ №60 Цзе (дафу)
“Стрекочут осенние цикады“.
ГГ №13 Тун жэнь (цин)
Прекращение Жары Седьмой месяц, вторая половина.
Пятая черта гексаграммы Ли
“Ястреб высматривает птиц“.
ГГ №41 Сунь (гун)
“Небо и Земля посуровели“.
ГГ №12 Пи (пи)
“Злаки поспевают“.
ГГ №57 Сюнь, внутренняя часть (хоу)
Белые Росы Восьмой месяц, первая половина.
Верхняя черта гексаграммы Ли
“Появляются дикие гуси“.
ГГ №57 Сюнь, внешняя часть(хоу)
“Ласточки возвращаются“.
ГГ №45 Цуй (дафу)
“Птицы накапливают запасы съестного“.
ГГ №26 Да чу (цин)
Осеннее Равноденствие Восьмой месяц, вторая половина.
Начальная черта гексаграммы Дуй
“Гром сдерживает свой голос“.
ГГ №22 Би (гун)
“Звери, находящиеся зимой в спячке, закрывают свои норы“.
ГГ №20 Гуань (пи)
“Воды начинают высыхать“.
ГГ №54 Гуй мэй, внутренняя часть  (хоу)
Холодные Росы Девятый месяц, первая половина.
Вторая черта гексаграммы Дуй
“Дикие гуси прилетают погостить“.
ГГ №54 Гуй мэй, внешняя часть (хоу)
“Воробьи лезут в воду за моллюсками“.
ГГ №25 У ван (дафу)
“Расцветают жёлтые хризантемы“.
ГГ №36 Мин и (цин)
Выпадение Инея Девятый месяц, вторая половина.
Третья черта гексаграммы Дуй
“Волки охотятся за крупным зверем“.
ГГ №47 Кунь (гун)
“Листья на деревьях желтеют и опадают“.
ГГ №23 Бо (пи)
“Звери, спящие зимой, залегают в спячку“.
ГГ №52 Гэнь, внутренняя часть (хоу)
Становление Зимы Десятый месяц, первая половина.
Четвёртая черта гексаграммы Дуй
“Вода превращается в лёд“.
ГГ №52 Гэнь, внешняя часть (хоу)
“Земля начинает замерзать“.
ГГ №63 Цзи цзи (дафу)
“Фазаны заходят в воду за моллюсками“.
ГГ №21 Ши хэ(цин)
Малые Снега Десятый месяц, вторая половина.
Пятая черта гексаграммы Дуй
“Радуга больше не появляется“.
ГГ №28 Да го (гун)
Ци Неба поднимается вверх,
Ци Земли опускается вниз“.
ГГ №2 Кунь (пи)
“Всё застывает, и наступает зима“.
ГГ №64 Вэй цзи, внутренняя часть  (хоу)
Большие Снега Одиннадцатый месяц, первая половина.
Верхняя черта гексаграммы Дуй
“Горный фазан прекращает петь“.
ГГ №64 Вэй цзи, внешняя часть (хоу)
“Тигры начинают спариваться“.
ГГ №39 Цзянь (дафу)
“Рождается ирис“.
ГГ №27 И (цин)
Источники: [4, с. 146–148; 5, с. 114–117]
 
Литература
1. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». Санкт-Петербург, 1992.
2.  Лю Дацзюнь, Линь Чжунцзюнь. Чжоу и гу цзин байхуа цзе (Древний текст «Чжоу и» и его переложение на современный язык). Цзинань, 1989.
3. Гао Хуайминь. Лян Хань исюэ ши (История ицзинистики [в период] обеих Хань). Тайбэй, 1983.
4. Лю Юйцзянь. Лян Хань сяншу исюэ яньцзю (Исследование образно-числовой ицзинистики [периода] обеих Хань), Т. 1. Наньнин, 1996.
5. Фэн Юлань. A History of Chinese Phylosophy. Vol. 2. Princeton, 1953.
6. Хуэй Дун. Чжоу и шу (Изложение [учения] «Чжоу и»). Тяньцзинь, 1989.
7. Исаева М.В. Чэньвэй и проблема их возникновения у современных китайских исследователей / XXIX научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1999.
8. Чжоу и цыдянь. Люй Шаоган чжубянь (Словарь по «Чжоу и». Под ред. Люй Шаогана). Чанчунь, 1992.
9. Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.
10. Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
11. Воробьёв А.Н.  Традиционный китайский календарь. М., 2000.

Опубл.: Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит.,  2002. – 366 с. С. 161-169..


  1. “Правильными” данные гексаграммы называются потому, что, во-первых, они состоят из одинаковых триграмм, а во-вторых, соотносятся с четырьмя главными направлениями горизонта и четырьмя временами года: севером, югом, востоком и западом; зимой, летом, весной и осенью соответственно.
  2. Названия данных сезонов см. в Приложении.
  3. За исключением гексаграмм, относящихся к группе чжухоу, каждая из которых соотносится с двумя пятидневками-хоу, причём её (гексаграммы группы чжухоу) внутренняя часть (нижняя триграмма) соотносится с одной пятидневкой-хоу, а внешняя часть – с другой, непосредственно за ней следующей пятидневкой. Таким образом устанавливается соответствие между 60 гексаграммами и 72 пятидневками-хоу.
  4. Н.Ю. Агеев невнимательно воспроизвел данную таблицу. Во-первых, отраженные в ней соотношения были представлены  Фэн Ю-ланем в первоначальном китайском издании его «Истории китайской философии» (Чжунго чжэсюэ ши. Шанхай, 1934, с. 558) не прямо и не в табличном виде, а в процитированном фрагменте из «ицзинистического апокрифа» (и вэй 易纬) «Цзи лань ту» 稽览图 («Проверочные и наглядные изображения», цз. 2), где фигурируют не номера, а названия гексаграмм. Рассматриваемая же таблица  появилась через два десятка лет в английском переводе его труда, где ее составил переводчик Д. Бодде,  для упрощения передавший цитату из «Цзи лань ту» с помощью парафраза (Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy / Tr. by D. Bodde. Vol. II. Princeton, 1953, p. 107). Во-вторых, при исходном цитировании в текст Фэн Ю-ланя вкралась ошибка: 4-ю позицию в строке 6-го месяца (вэй) заняла гексаграмма Ли № 30 вместо имеющей омонимичное название (в чем, видимо, причина ошибки) Ли № 10 (Линь Чжун-цзюнь. «И вэй» дао-ду (Руководство к прочтению «ицзинистических апокрифов»). Цзинань, 2002, с. 162).  В-третьих, хотя Ли № 30 не должна присутствовать в данном 60-членном наборе, поскольку входит в дополняющую его четверку «правильных гексаграмм» (чжэн гуа), Д. Бодде не только слепо повторил это искажение, но и прибавил к нему неправильную замену соседней (5-й в 6-м месяце) гексаграммы Дунь № 33 гексаграммой Куй № 38, которая стала нарушающим общий порядок повторением таковой, стоящей на своей законной 3-й позиции в 12-м месяце (чоу). Соответственно все эти искажения перекочевали в статью Н.Ю. Агеева.  – Кобзев А.И.
  5. Цзы Ся (子夏), также его называли Бу Шан (卜商). Родился в 507 г. до н. э. на территории современной провинции Хэнань. Год смерти неизвестен. Ученик Конфуция. Цзы Ся был весьма сведущ в канонах. Конфуций довольно высоко оценивал способности Цзы Ся, считая его своим достойным преемником. После смерти Конфуция Цзы Ся преподавал в Сихэ (西河), что между Цзихэ (濟河) и Хуанхэ (黃河).

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.